Ленобласть получит единое социальное такси

В 2018 г. на территории всей Ленинградской области может появиться такси для маломобильных групп населения.

Об особенностях программы нам рассказал руководитель Некоммерческого партнёрства «Петербургское ТАКСИ» Александр Львович Холодов.

Социальное такси в Санкт-Петербурге работает с 2007 года. Расскажите, а что делается и будет делаться в Ленобласти в этом ключе?

В Ленинградской области социального такси как такового до этого никогда не было — только в отдельных каких-то районах оно работало. Не хочется никого ругать, но понятно, что когда это организовывается в каждом районе, то невозможно везде сделать идеально — работало всё по-разному. Сейчас Некоммерческое партнёрство «Петербургское ТАКСИ» подало заявку на грант и, скорее всего, оно его получит. Затем на территории всей Ленинградской области общественная организация будет защищать проект социального такси. Я надеюсь, это будет первым этапом, после которого в Ленинградской области всегда будет работать социальное такси, тем более что у общественной организации это должно получиться неплохо.

Расскажите, как это будет устроено, будут ли какие-то дотации из бюджета Ленобласти?

Естественно, это будет организовано за счёт бюджета Ленинградской области. Некоммерческое партнёрство выступает в качестве оператора этой программы. Понятно, что у общественной организации нет ни одного автомобиля, ни одного диспетчера — мы не планируем этим заниматься, пусть этим занимается бизнес. Мы планируем привлекать перевозчиков. Уже есть компании, которые хотят участвовать. Они понимают, что перевозить лиц такой категории — социальной незащищённой — это двойная ответственность. Нужно помочь и в автомобиль сесть, и выйти, и может быть отнестись с пониманием ко всем вопросам.

Сейчас это не тайна, если речь идёт про легковой автомобиль, не оборудованный специально подъёмниками, тариф программы 29 рублей за километр. Этот тариф одинаков для всех участвующих компаний, если кто-то видит свои силы в этом проекте — мы готовы с ними сотрудничать. Конечно, при условии, что это будет очень качественная услуга и автомобиль, и компания соответствует всем нормам законодательства. Никаких бомбил не будет.

То есть будет какой-то квалификационный отбор для компаний?

Нет, но учитывая, что это большой объём перевозок по всей Ленобласти, всем хватит работы. Будут требования к перевозчикам: наличие водительских прав более 3 лет, технически исправный автомобиль, трезвый водитель, проведение медосмотра, техосмотра. Нет ничего выходящего за рамки закона.

Будут ли какие-то дополнительные требования к машинам, например, при перевозке инвалида-опорника на коляске?

У нас есть дополнительные требования к специально оборудованным автомобилям, но там и тариф выше. В целях экономии бюджетных средств такой автомобиль будет предоставляться только тогда, когда это действительно необходимо. Например, когда человек по медицинским показаниям не может передвигаться в сидячем положении, но таких случае немного.

Особенность проекта — групповые поездки: если окажется, что вся деревня из Ленобласти едет в один день на медосмотр в больницу и все из них обладают этой льготой — в этом случае выгоднее прислать автобус, чем перевозить каждого индивидуально. Групповой поездка будет считаться, если пассажиров три и более. Также льготники имеют право взять с собой двух сопровождающих.

Кто сможет воспользоваться услугой, широкий ли список таких граждан?

Список достаточно большой, я не решусь сейчас его пытаться воспроизвести. Все получатели таких услуг разделены на две части. Когда мы готовили проект, мы проводили консультации с Правительством Ленинградской области, комитетом по социальной политике. Понятно, что никто не должен оказаться в худших условиях, чем когда услуга социального такси организовывались муниципалитетами.

Будет единый диспетчерский номер, звонок на него бесплатный, а также круглосуточная диспетчерская, приём жалоб на качество услуг, гарантированные тарифы, расчёт стоимости по кратчайшему расстоянию. К примеру, если где-то дорога ремонтируется и машина едет в объезд, то этот объезд компенсируется за счёт перевозчика, а не за счёт бюджета или инвалида.

Вы сказали о тарифах, которые уже установлены, расскажите о них.

Это не то чтобы установленные тарифы. Мы провели исследования и определили, что за эти деньги перевозчики будут возить. Это, с одной стороны, не маленький тариф, а с другой стороны, и не завышенный, нужно понимать, что в программе есть особенности. Например, нет оплаты подачи автомобиля, нет оплаты за объезд препятствий, также бесплатна и помощь в посадке в автомобиль. Понятно, что если пассажир является инвалидом или пенсионером — ему нужно помочь. Это обязанность водителя в данном случае. Мы здесь предусматриваем тариф, он может быть не самый дешёвый — на какие-то поездки можно будет найти предложения и дешевле, но в некоторых случаях цена может конкурировать. Если, например, кто-то хочет проехать через 3 квартала в аптеку и имеет на это право, то его будут везти за 29 рублей за километр. И мы понимаем, что ни одна коммерческая компания за эти деньги такую поездку не осуществит. В свою очередь, чтобы компания не разорилась, нам придётся гарантировать ей дополнительно какие-то крупные, выгодные поездки.

То есть учитываются интересы как инвалидов, так и самих компаний, которые будут оказывать услуги?

Нам важнее клиент — социально незащищённый гражданин. Партнёрство здесь выступает регулятором рынка. Если возникает конфликтная ситуация — мы будем подключаться, и разбираться из-за чего она произошла: действительно ли перевозчик неправ или, может быть, к нему предъявляются какие-то завышенные требования.

Разные ситуации могут быть. Тем более что люди, если они находятся в таком состоянии, возможно, не самом успешном в обществе, они могут быть иногда капризными. Одно дело, если он сам выбирает перевозчика, а тут получается, что мы ему его даём, а он, может, хотел бы другого, и машину другую, и цвет другой, и водителя другого. Тут получается, что эту услугу мы даём принудительно. Наша задача чтобы услуга была как можно лучше. Поэтому этим и занимается не коммерческая организация, а общественная. У коммерческой во главе угла всё-таки извлечение прибыли, а наша задача сделать общественно полезную работу. И могу сказать, что не только государственные деньги здесь тратятся, эта программа будет частично финансироваться со стороны самой некоммерческой организации.

А какую часть стоимости будут платить получатели услуг — инвалиды, пенсионеры?

Есть две разные категории льготников — одни платят ноль, то есть они ездят полностью бесплатно, другие платят 25%. У них есть определённое количество поездок в месяц — по 3 поездки, а для гемодиализа по 4. Здесь имеются в виду поездки туда-обратно. Мы этот пункт сейчас меняем в программе — будет не три туда-обратно, а шесть в любую сторону, чтобы у человека не сгорала полностью поездка.

Ещё одна особенность, если все поездки исчерпаны, то они могут дальше продолжать пользоваться услугами по полной стоимости, мы их не ограничиваем. В каких-то случаях такие поездки всё равно могут оказаться выгоднее коммерческих. Например, при очень коротких поездках (1–2 километра) за 29 рублей человека даже к машине не подпустят, не говоря уже о том, что будут помогать сесть. Длинные поездки — не знаю, на таких поездках коммерческие перевозчики, возможно, готовы предоставлять какие-то скидки. Но не стоит забывать, что по сравнению с обычными услугами такси в программе есть свои особенности: обязанность водителя помогать, фиксированная стоимость поездки, бесплатное ожидание клиента, круглосуточная диспетчерская, гарантия подачи машины. Понятно, что кто-то, даже если в социальном такси тарифы будут выше, предпочтёт всё-таки нас, даже за свой счёт, уже после исчерпания лимита поездок.

Скажите, есть ли какие-то ограничения в этой программе, например, по километражу. В частности если, льготник едет из какой-нибудь далёкой деревни в Санкт-Петербург в областную поликлинику.

Есть ограничения по объектам куда он может поехать. Задача проекта не просто покатать человека на машине, важно упростить доступность каких-то объектов, которые ему действительно требуется посетить.

Есть определённый список?

Да, список есть. Но на мой взгляд, он довольно большой. Это и все больницы, аптеки и поликлиники, органы власти, суды, кладбище, если льготник хочет кого-то навестить из умерших близких, а также образовательные учреждения, если человек хочет узнать условия поступления в институт или доступность среды для инвалидов. Если человек едет по делам, то эта поездка определённо будет из этого списка. Даже если получателю услуг надо поехать к другу — и я знаю, что такое практикуется — он ищет аптеку, которая находится в соседней парадной. Ясно, что никто не будет осуществлять социальный контроль, это остаётся на совести пользователя программы.

Каков будет процесс оказания услуги? Будет ли это организовано, как при обычном вызове такси — на ближайшее время или всё же по предварительному заказу?

Только предварительный заказ, потому что необходимо время на проверку права на льготу, кроме того поездки могут быть длинными и, например, не найдётся в отдалённом уголке Ленобласти того перевозчика, который будет способен оказать услугу, придётся предоставлять автомобиль из Санкт-Петербурга. Мы надеемся, что областные перевозчики включатся в процесс, но учитывая, что мы хотим, чтобы оказывались транспортные услуги в соответствии с законодательством — может быть, это не сразу получится везде сделать. Поэтому может быть организована подача машины из Петербурга. По этой же причине поездка заказывается за день максимум — льготники дают свои данные, и данные тех, кто их сопровождает (до двух человек). Количество сопровождающих важно знать особенно при групповой поездке. Но я думаю, это, скорее всего, будет исключение из правил — чаще всего, наверное, будут индивидуальные заказы. Это может быть выгодно в случаях если какая-то льготная категория граждан, которая имеет не 100%-ю льготу, а оплачивает четверть, они могут, чтобы меньше платить объединиться.

Список получателей транспортной услуги социального такси в Ленобласти и другие особенности этой услуги регламентируется приказом Правительства Ленинградской области №18 от 26 апреля 2016 г.

Источник